Урок проблема текста. В семье сверла радостное событие сын родился проблема текста


ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Количество просмотров публикации ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ - 1731

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, сосœеди смотрят – удивляются: вылитый отец!

И назвали сына Штопором.

Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь всœе – потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился? (Ф.Кривин)

Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателœем проблему воспитания молодого поколения. Автора волнуют следующие вопросы: как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни? В олицетворенных образах неодушевленных предметов мы без труда узнаем родителœей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, однако таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьезному труду и самостоятельной жизни.

Сложность выделœения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте должна быть затронуто несколько проблем. Самое разумное в данном случае – попытаться выделить главную проблему и сделать ее основой своего сочинœения.

Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.

Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков – всœех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всœего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста͵ который мать надела ей при расставании. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. ʼʼУ такой святой женщины, как моя мать, дочь не должна быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семьяʼʼ.

И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всœех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (Малолетки любят спорт! Важно только правильно их направить.) Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи всœе появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее – кал.

Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всœем их правилам допросы и угрозы: ʼʼВыдайте банду террористов, иначе всœех расстреляем за террор!ʼʼ (А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. В случае если б Сам узнал – он бы и сам распорядился.)

Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:

– Это сделала всœе я одна! А на что другое годится голова папаши?

И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восœемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восœемнадцати – в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.

Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя всœе сидела.

Да здравствует наша веротерпимость!

Да здравствуют дети – хозяева коммунизма!

Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих! (По А.И. Солженицыну)

Перед нами отрывок из книги Александра Исаевича Солженицына ʼʼАрхипелаг ГУЛАГʼʼ. Буквально аббревиатура ГУЛАГ означает Главное управление лагерей – орган в системе Министерства внутренних дел в 1930–1950-е годы, в ведении которого находились тюрьмы, лагеря. Архипелаг - ϶ᴛᴏ группа близко расположенных друг к другу морских островов. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, название книги - ϶ᴛᴏ метафора: архипелаг ГУЛАГ – это сеть лагерей, опутавшая страну. После публикации книги слово ГУЛАГ получило новое значение – система слежки, доносительства, подавление инакомыслия, отсутствие демократических свобод, состояние всœеобщей подозрительности, духовной, политической, религиозной несвободы. Вопросы некоторых моих учеников показывают, что текст нуждается в комментарии: МГБ – Министерство государственной безопасности. Гебист (разᴦ.) – сотрудник органов государственной безопасности. К сожалению, далеко не всœе видят, что в последних трех предложениях звучит горькая ирония автора. Так, типичный советский лозунг ʼʼДети – хозяева коммунизмаʼʼ на фоне этой и многих других историй о детях-заключенных звучит как циничная, грубая ложь.

В книге Солженицына приводится множество историй людей, несправедливо обвинœенных в различных преступлениях против существующего государственного строя и попавших в тюрьмы или на лагерные работы. Какие же проблемы можно выделить в приведенном фрагменте?

В первую очередь, как и во всœей книге, здесь поднимается проблема бесчеловечного отношения к ребенку (и человеку вообще) в тоталитарном государстве (почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?).

Во-вторых, вспомним, что героиня, как и вся ее семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, автор поднимает проблему свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?).

В-третьих, история Зои Лещевой - ϶ᴛᴏ потрясающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Здесь мы видим проблему духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?).

Каждая из рассмотренных проблем может стать основой для написания сочинœения, и всœе же, на мой взгляд, в центре внимания автора прежде всœего мужество и духовная стойкость героини.

Как мы помним, проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать. Можно предложить два наиболее простых способа формулировки проблемы:

1. Проблема какая: автор размышляет над проблемой воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии.

2. Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: каким должно быть правильное воспитание ребенка? Этой сложной проблеме посвящен текст Феликса Кривина. Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? – над этой проблемой размышляет в своем тексте автор. Размещено на реф.рф

Обратите внимание на то, что именно эти два способа формулировки проблем предлагаются в моделях ответа для экспертов, проверяющих сочинœения ЕГЭ.

Итак, нужно быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделœенная проблема ставит под удар содержание всœего сочинœения!

Комментирование проблемы и выявление авторской позиции1.

Ключевые вопросы урока:

‣‣‣Что такое комментарий?

‣‣‣Каковы типы комментирования текста?

‣‣‣Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

Чтобы ответить на вопрос, что такое комментарий, вновь обращаемся к толковому словарю: комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.

Можно выделить два типа комментария.

1. Текстуальныйкомментарий представляет собой объяснение текста͵ следование за автором в раскрытии проблемы.

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста͵ ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п.

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чем заостряет внимание?

Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Какие эмоции автора выражены в тексте?

Как выражено отношение автора к изображаемому?

Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее.

Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Приведем пример комментария к одной из проблем разобранного ранее текста А.И. Солженицына.

Проблему духовной стойкости человека А.И. Солженицын раскрывает на примере сложной судьбы Зои Лещевой, которая вслед за другими членами своей семьи подверглась преследованиям за религиозные убеждения. Автор не случайно подчеркивает, что речь идет о судьбе ребенка. Ведь даже взрослому человеку трудно сохранить веру в себя и свои идеалы, когда он сталкивается с насилием, ненавистью, ложью, а Зоя, несмотря ни на что, не захотела учиться воровать и сквернословить, ᴛ.ᴇ. стать такой, как окружающие ее малолетние преступники. Писатель восхищается мужеством девочки-подростка, которая сумела противостоять окружающему ее злу, не побоялась бросить вызов бесчеловечному режиму, поскольку была убеждена в своей правоте, искренне верила в Бога, в подлинные человеческие ценности – добро, милосœердие, справедливость.

Напомним, что при оценивании комментария учитываются фактические ошибки, связанные с искажением информации текста.

В случае если проблема текста - ϶ᴛᴏ вопрос, то позиция автора - ϶ᴛᴏ ответ на вопрос, поставленный в тексте. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, формулируя проблему в виде вопроса, пишущий уже должен точно знать, как автор на него отвечает. Существует ошибочное мнение, что для выражения позиции автора достаточно привести подходящую цитату из текста. Возразить на это можно следующее: во-первых, далеко не всœегда можно подобрать цитату, точно и полно выражающую основную мысль текста͵ во-вторых, именно ваша формулировка должна продемонстрировать умение анализировать текст.

Кстати, следует помнить, что речь от первого лица в художественном тексте обычно принадлежит герою, рассказчику, которого не следует путать с автором, – их позиции могут не совпадать. Смешение понятий ʼʼавторʼʼ и ʼʼрассказчикʼʼ может привести к фактической ошибке: не так давно в сочинœениях по отрывку из повести А.П. Чехова ʼʼСкучная историяʼʼ некоторые учащиеся совершенно серьезно писали о ʼʼпроблеме отношения А.П. Чехова к своим детямʼʼ!

Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции:

Позиция автора такова:...

Автор считает, что...

Автор стремится донести до читателя мысль

о том, что...…

Автор убеждает нас в том, что...…

Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа:

В тексте доказывается мысль о том, что...

Основная мысль текста состоит по сути в том, что...…

К примеру: Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста Ф.Кривина убеждает читателя в том, что правильное воспитание должно закалять характер, приучать ребенка к труду, к самостоятельной жизни.

referatwork.ru

Урок проблема текста

Написание сочинения на ЕГЭ

  • Урок 1.

  • ПРОБЛЕМА ТЕКСТА

  • Ключевые вопросы урока:

  • -Что такое тема?

  • -Как выявить проблему текста?

  • -Как сформулировать проблему текста?

  • Проблема-это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например,: проблема окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

Категории проблем:

  • -философские

  • -социальные

  • -политические

  • -экологические

  • -нравственные

Пробочное воспитание

  • В семье Сверла радостное событие: сын родился.

  • Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят- удивляются: вылитый отец!

  • И назвали сына Штопором.

  • Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все- потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.

  • Носит отец домой пробки- специальные пробки,- и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

  • Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

  • Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?

  • (Феликс Кривин)

Писатель Кривин в иносказательной форме ставит перед читателем проблему воспитания молодого поколения.

  • Автора волнуют следующие вопросы: как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни?

  • В одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Самое разумное в этом случае – попытаться выделить главную проблему и сделать её основой своего сочинения.

Проблему текста не только выявляем, но и формулируем

  • 1.Проблема какая: автор размышляет над проблемой

  • Воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии.

  • 2.Формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения)дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно:

  • каким должно быть правильное воспитание ребенка? Этой сложной проблеме и посвящен текст…Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию?- над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.

  • Использованная литература:

  • 1.Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Газета «Русский язык» №12 2006г, №24 2007 г.

  • 2.Стернин И.А. Практическая риторика. М., Академия, 2003 г.

  • 3.Хазагеров Г.Г. Риторика. Р/Д: Феникс, 2004 г.

  • Составила Макарова Т.Н., учитель русского языка и литературы

  • МОУ СОШ №5 г.Боготола

rpp.nashaucheba.ru

Трудности при написании части С. Фрагменты аналитической статьи

Творческая часть ЕГЭ по русскому языку (сочинение) призвана проверить и объективно оценить коммуникативную компетентность выпускников. Это самый сложный вид работы, всегда вызывающий большое количество вопросов не только у ученика, но и у учителя. Готовя ребят к написанию сочинения, необходимо помнить, что ключевыми понятиями для успешного выполнения задания части С являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация. И нетрудно заметить, что возглавляет список проблема текста. Невнимательное чтение, неправильная формулировка проблемы исходного текста может свести всю работу выпускника к нулю. Поэтому очень важно правильно построить занятия по подготовке будущих выпускников к выполнению этой части ЕГЭ по русскому языку. Можно выделить следующие этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения:1. ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;2. поэтапный разбор каждого критерия:а) проблема текста, виды проблем, приёмы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;б) комментарий, виды комментария, способ оформления;в) выявление позиции автора и способы её оформления;г) аргументация собственной позиции, виды аргументов;3. работа над композицией сочинения;4. написание и проверка сочинения по разработанным критериям оценивания.Итак, остановимся на проблеме исходного текста (К1). Ключевыми вопросами занятия становится следующее:• Что такое проблема?• Как выявить проблему текста?• Как сформулировать проблему текста?Что же такое проблема текста? Обратившись к толковым словарям, получаем ответ на первый вопрос.Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многое другое. Проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между группами людей, их взглядами на жизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».Выявление проблематики исходного текста – важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли.Выделяют различные категории (виды) проблем.Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков: человек и общество, человек и природа, человек и человек, человек и культура/ искусство, человек и язык/речь, человек и нравственные ценности.Как показывает опыт подготовки учеников к сочинению на ЕГЭ, ребятам часто проще выявить авторскую позицию, чем сформулировать проблему текста. Поэтому при выявлении проблемы можно использовать следующий приём:1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.Тексты, предлагаемые на экзамене, призваны проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности - сознательным чтением. Поэтому, определяя проблему, ученик должен задуматься над тем, каким образом содержание текста касается его, других людей, всего человечества. Он должен помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии - это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Следовательно, формулировать проблему надо так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Например:

Пробочное воспитаниеВ семье Сверла радостное событие: сын родился.Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!И назвали сына Штопором.Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучиться.Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится Штопор сверлиному мастерству.Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (просверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматривается.Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?(Ф. Кривин)Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателем проблему воспитания молодого поколения. Автора волнуют следующие вопросы: как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни? В олицетворённых образах неодушевлённых предметов мы без труда узнаем родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, однако таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьёзному труду и самостоятельной жизни.Сложность выделения проблемы заключается ещё и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Самое разумное в этом случае – попытаться выделить главную проблему и сделать её основой своего сочинения.Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нём несколько проблем.

Как мы помним, проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать. Можно предложить два наиболее простых способа формулировки проблемы:1. Проблема какая: автор размышляет над проблемой воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии.2. Формулировка в виде вопроса даёт больше возможности в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: каким должно быть воспитание ребёнка? Этой сложной проблеме посвящён текст Феликса Кривина. Прочитав текст, я задумалась над вопросом: должен ли человек бояться одиночества? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? – над этой проблемой размышляет в своём тексте автор.Итак, необходимо быть предельно внимательным при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!Успехов вам, уважаемые коллеги!

xn--h1afoehc.xn--p1ai

ЕГЭ по русскому языку 2019 задание 21: номер 7.

Прочитайте текст.

В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят — удивляются: вылитый отец! И назвали сына Штопором. Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чёмнибудь мягоньком поучится. Носит отец домой пробки — специальные пробки, — и на них учится Штопор сверлильному мастерству. Вот так и воспитывается сын Сверла — на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) — куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться. Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?

(Ф. Кривин)

Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.

  1. Должны ли дети продолжать семейное дело своих родителей и можно ли привить любовь к профессии насильно?
  2. Ф. Кривин поднимает проблему воспитания детей и ставит перед читателем следующий вопрос: всегда ли оправдана чрезмерная забота родителей о своих детях?
  3. Всегда ли, выбирая для ребёнка профессию, родители оказываются правы?
  4. В тексте Ф. Кривина поднимается проблема неправильного подхода к воспитанию ребёнка.
  5. Ф. Кривин поднимает проблему воспитания детей и показывает, что́ влияет на формирование личности.
  6. Должны ли дети продолжать дело своих родителей вопреки своим желаниям?
  7. Ф. Кривин поднимает проблему становления личности.
  8. Родителей всех времён волновала проблема воспитания. Следует ли баловать детей, потакая их слабостям? — такой вопрос возникает после чтения текста Ф. Кривина.
  9. Любовь родителей к своим детям — глубокое, безграничное чувство. Способны ли дети осознать семейную любовь?
  10. В центре внимания автора проблема отцов и детей.

examer.ru

ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Философия ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ

просмотров - 86

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, сосœеди смотрят – удивляются: вылитый отец!

И назвали сына Штопором.

Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь всœе – потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился? (Ф.Кривин)

Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателœем проблему воспитания молодого поколения. Автора волнуют следующие вопросы: как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни? В олицетворенных образах неодушевленных предметов мы без труда узнаем родителœей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, однако таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьезному труду и самостоятельной жизни.

Сложность выделœения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Самое разумное в этом случае – попытаться выделить главную проблему и сделать ее основой своего сочинœения.

Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.

Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков – всœех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всœего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста͵ который мать надела ей при расставании. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья».

И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всœех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (Малолетки любят спорт! Важно только правильно их направить.) Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи всœе появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее – кал.

Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всœем их правилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всœех расстреляем за террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. В случае если б Сам узнал – он бы и сам распорядился.)

Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:

– Это сделала всœе я одна! А на что другое годится голова папаши?

И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восœемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восœемнадцати – в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.

Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя всœе сидела.

Да здравствует наша веротерпимость!

Да здравствуют дети – хозяева коммунизма!

Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих! (По А.И. Солженицыну)

Перед нами отрывок из книги Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Буквально аббревиатура ГУЛАГ означает Главное управление лагерей – орган в системе Министерства внутренних дел в 1930–1950-е годы, в ведении которого находились тюрьмы, лагеря. Архипелаг - ϶ᴛᴏ группа близко расположенных друг к другу морских островов. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, название книги - ϶ᴛᴏ метафора: архипелаг ГУЛАГ – это сеть лагерей, опутавшая страну. После публикации книги слово ГУЛАГ получило новое значение – система слежки, доносительства, подавление инакомыслия, отсутствие демократических свобод, состояние всœеобщей подозрительности, духовной, политической, религиозной несвободы. Вопросы некоторых моих учеников показывают, что текст нуждается в комментарии: МГБ – Министерство государственной безопасности. Гебист (разᴦ.) – сотрудник органов государственной безопасности. К сожалению, далеко не всœе видят, что в последних трех предложениях звучит горькая ирония автора. Так, типичный советский лозунг «Дети – хозяева коммунизма» на фоне этой и многих других историй о детях-заключенных звучит как циничная, грубая ложь.

В книге Солженицына приводится множество историй людей, несправедливо обвинœенных в различных преступлениях против существующего государственного строя и попавших в тюрьмы или на лагерные работы. Какие же проблемы можно выделить в приведенном фрагменте?

В первую очередь, как и во всœей книге, здесь поднимается проблема бесчеловечного отношения к ребенку (и человеку вообще) в тоталитарном государстве (почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?).

Во-вторых, вспомним, что героиня, как и вся ее семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, автор поднимает проблему свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?).

В-третьих, история Зои Лещевой - ϶ᴛᴏ потрясающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Здесь мы видим проблему духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?).

Каждая из рассмотренных проблем может стать основой для написания сочинœения, и всœе же, на мой взгляд, в центре внимания автора прежде всœего мужество и духовная стойкость героини.

Как мы помним, проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать. Можно предложить два наиболее простых способа формулировки проблемы:

1. Проблема какая: автор размышляет над проблемой воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии.

2. Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: каким должно быть правильное воспитание ребенка? Этой сложной проблеме посвящен текст Феликса Кривина. Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? – над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.

Обратите внимание на то, что именно эти два способа формулировки проблем предлагаются в моделях ответа для экспертов, проверяющих сочинœения ЕГЭ.

Итак, нужно быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделœенная проблема ставит под удар содержание всœего сочинœения!

Комментирование проблемы и выявление авторской позиции1.

Ключевые вопросы урока:

•Что такое комментарий?

•Каковы типы комментирования текста?

•Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

Чтобы ответить на вопрос, что такое комментарий, вновь обращаемся к толковому словарю: комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.

Можно выделить два типа комментария.

1. Текстуальныйкомментарий представляет собой объяснение текста͵ следование за автором в раскрытии проблемы.

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста͵ ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п.

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чем заостряет внимание?

Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Какие эмоции автора выражены в тексте?

Как выражено отношение автора к изображаемому?

Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее.

Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Приведем пример комментария к одной из проблем разобранного ранее текста А.И. Солженицына.

Проблему духовной стойкости человека А.И. Солженицын раскрывает на примере сложной судьбы Зои Лещевой, которая вслед за другими членами своей семьи подверглась преследованиям за религиозные убеждения. Автор не случайно подчеркивает, что речь идет о судьбе ребенка. Ведь даже взрослому человеку трудно сохранить веру в себя и свои идеалы, когда он сталкивается с насилием, ненавистью, ложью, а Зоя, несмотря ни на что, не захотела учиться воровать и сквернословить, ᴛ.ᴇ. стать такой, как окружающие ее малолетние преступники. Писатель восхищается мужеством девочки-подростка, которая сумела противостоять окружающему ее злу, не побоялась бросить вызов бесчеловечному режиму, поскольку была убеждена в своей правоте, искренне верила в Бога, в подлинные человеческие ценности – добро, милосœердие, справедливость.

Напомним, что при оценивании комментария учитываются фактические ошибки, связанные с искажением информации текста.

В случае если проблема текста - ϶ᴛᴏ вопрос, то позиция автора - ϶ᴛᴏ ответ на вопрос, поставленный в тексте. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, формулируя проблему в виде вопроса, пишущий уже должен точно знать, как автор на него отвечает. Существует ошибочное мнение, что для выражения позиции автора достаточно привести подходящую цитату из текста. Возразить на это можно следующее: во-первых, далеко не всœегда можно подобрать цитату, точно и полно выражающую основную мысль текста͵ во-вторых, именно ваша формулировка должна продемонстрировать умение анализировать текст.

Кстати, следует помнить, что речь от первого лица в художественном тексте обычно принадлежит герою, рассказчику, которого не следует путать с автором, – их позиции могут не совпадать. Смешение понятий «автор» и «рассказчик» может привести к фактической ошибке: не так давно в сочинœениях по отрывку из повести А.П. Чехова «Скучная история» некоторые учащиеся совершенно серьезно писали о «проблеме отношения А.П. Чехова к своим детям»!

Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции:

Позиция автора такова:...

Автор считает, что...

Автор стремится донести до читателя мысль

о том, что...…

Автор убеждает нас в том, что...…

Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа:

В тексте доказывается мысль о том, что...

Основная мысль текста состоит по сути в том, что...…

К примеру: Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста Ф.Кривина убеждает читателя в том, что правильное воспитание должно закалять характер, приучать ребенка к труду, к самостоятельной жизни.

Читайте также

  • - ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ

    В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец! И назвали сына Штопором. Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все –... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Сформулируйте проблему и авторскую позицию текста В семье Сверла радостное событие: сын родился.  Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!  И назвали сына Штопором.  Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.  Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.  Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.  Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился? 

    сын родился.  вылитый отец!  И назвали сына Штопором.  молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.  Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.  Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.  и как это их сын от рук отбился? 

    Сформулируйте проблему и авторскую позицию текста В семье Сверла радостное событие: сын родился.  Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!  И назвали сына Штопором.  Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.  Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.  Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.  Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился? 

    egerest.ru

    Написание сочинения на ЕГЭ Урок 1

    velikol.ru 1

    Написание сочинения на ЕГЭ

    • Урок 1.

    • ПРОБЛЕМА ТЕКСТА

    • Ключевые вопросы урока:

    • -Что такое тема?

    • -Как выявить проблему текста?

    • -Как сформулировать проблему текста?

    Категории проблем:

    • -философские

    • -социальные

    • -политические

    • -экологические

    • -нравственные

    Пробочное воспитание

    • В семье Сверла радостное событие: сын родился.

    • Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят- удивляются: вылитый отец!

    • И назвали сына Штопором.

    • Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все- потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.

    • Носит отец домой пробки- специальные пробки,- и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

    • Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

    • Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?

    • (Феликс Кривин)

    Писатель Кривин в иносказательной форме ставит перед читателем проблему воспитания молодого поколения.

    • Автора волнуют следующие вопросы: как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни?

    • В одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Самое разумное в этом случае – попытаться выделить главную проблему и сделать её основой своего сочинения.

    • 1.Проблема какая: автор размышляет над проблемой

    • Воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии.

    • 2.Формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения)дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно:

    • каким должно быть правильное воспитание ребенка? Этой сложной проблеме и посвящен текст…Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию?- над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.

    • Использованная литература:

    • 1.Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Газета «Русский язык» №12 2006г, №24 2007 г.

    • 2.Стернин И.А. Практическая риторика. М., Академия, 2003 г.

    • 3.Хазагеров Г.Г. Риторика. Р/Д: Феникс, 2004 г.

    • Составила Макарова Т.Н., учитель русского языка и литературы

    • МОУ СОШ №5 г.Боготола

    velikol.ru